Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Хабаровский краевой
фонд обязательного медицинского страхования
официальный сайт
Хабаровский краевой
фонд обязательного медицинского страхования
официальный сайт

Доклады

  • 25 октября 2011

    Доклад главного специалиста юридического отдела ХКФОМС Е.А. Сенченко: «Нормативная регламентация порядка осуществления дополнительных стимулирующих выплат в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения»

    Положениями ст. 50 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлено, что в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в период 2011-2012 гг. осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ.

    Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.03.2011 № 84-пр «Об утверждении краевой программы «Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы» утверждена Краевая программа модернизации.

    Краевая программа «Модернизация здравоохранения» представляет собой комплекс социально-экономических, организационных мероприятий.

    Цель программы – улучшить качество и обеспечить доступность медицинской помощи населению края, путем:

    - укрепления материально-технической базы медицинских организаций;

    - внедрения современных информационных систем в здравоохранение;

    - внедрения стандартов оказания медицинской помощи.

    Правилами финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, за счет средств предоставляемых из бюджета ФФОМС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 № 85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», предусмотрено, что при условии соблюдения использования средств, полученных на повышение доступности амбулаторной помощи, не менее 70 %, указанных средств направляются на оплату труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих медицинскую помощь.

    Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 № 124-пр «О мерах по реализации краевой программы «Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы» (в ред. от 10.10.2011 № 334-пр) (далее – Постановление Правительства ХК № 124-пр) распределение средств на внедрение стандартов осуществляется в соответствии со структурой среднепрофильного тарифа, утвержденной Территориальным тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования.

    Выплаты, направленные на оплату труда медицинских работников в рамках программы модернизации, согласно постановлению Правительства Правительства ХК № 124-пр являются выплатами стимулирующего характера.

    В соответствии с Законом Хабаровского края от 26.11.2008 № 222 «Об основах новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края» с 01 апреля 2009 г. в отрасли введена новая система оплаты труда (далее-Закон от 26.11.2008 № 222).

    Структура заработной платы работников включает в себя базовый должностной оклад по профессиональным квалификационным группам, гарантированные трудовым законодательством компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (ст. 3 Закона от 26.11.2008 № 222).

    Статьей 144 Трудового кодекса (далее-ТК РФ) установлено, что система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.

    Согласно ст.40 ТК РФ коллективный договор - это правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации и заключается работниками и работодателем в лице их представителей.

    Многие работодатели считают коллективный договор локальным нормативным актом. Однако коллективный договор и локальные нормативные акты имеют разный порядок принятия, вступления в силу, изменения. Они также имеют разную юридическую силу и содержание.

    Порядок разработки и заключения коллективного договора установлен гл. 7 ТК РФ, принятие локальных актов осуществляется с учетом положений статей 8 и 372 ТК РФ. То есть, при разработке нормативного акта участвуют две стороны, а при принятии локального нормативного акта работодатель действует самостоятельно.

    Право работодателя в пределах его компетенции вносить изменения в локальные акты предусмотрена статьей 8 ТК РФ, в том числе и в связи с вступлением в силу либо изменением закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения.

    Согласно ч. 3 ст. 43 ТК РФ действие коллективного договора распространяется на всех работников организации. В данном случае согласно перечню должностей специалистов, участвующих в реализации программы модернизации, утвержденной постановлением Правительства ХК № 124-пр, круг работников, на которых распространяются стимулирующие выплаты, определен.

    Кроме того, срок подписания коллективного договора, в течение трех месяцев со дня начала переговоров (согласования) (ч. 2 ст. 40 ТК РФ) при условии того, что программа модернизации работает на территории Хабаровского края с мая 2011 года.

    Следует учитывать, что изменение условий коллективного договора нуждается в соответствующей уведомительной регистрации в государственных органах по труду.

    По причине жесткого порядка согласования (сроки) и регистрации в органах по труду и занятости внесенных изменений в коллективный договор, с целью единого подхода на территории Хабаровского края Фонд рекомендует разработать отдельное положение о денежных выплатах медицинским работникам, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и внедрению стандартов (далее - Положение), с учетом мотивированного мнения трудового коллектива (представителей работников).

    В связи с тем, что локальные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, при разработке положения о денежных выплатах медицинским работникам, осуществляющих реализацию программы здравоохранения, необходимо согласование представителей работников.

    Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).

    Кроме того, следует отметить, что согласно рекомендациям Хабаровской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплату труда, в любом случае необходимо получить мнение представительного органа работников.

    В случае, согласно ст. 31 ТК РФ, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

    Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. (ст. 372 ТК РФ).

    Положение должно обеспечивать прозрачность производимых медицинским работникам выплат.

    Считаем возможным при разработке Положения взять за основу показатели оценки качества работы специалистов с высшим и средним медицинским образованием, предусмотренные Методикой оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации краевой программы модернизации здравоохранения, утвержденной постановлением Правительства ХК № 124-пр.

    В целях соблюдения принципа равенства прав и возможностей работников, а также во избежание конфликтных ситуаций в коллективе, в Положении необходимо предусмотреть не только показатели качества, но и индикаторы качества (процентное соотношение), а также порядок (регламент) деятельности комиссии по контролю за реализацией мероприятий и документооборота комиссии (протокол заседания комиссии, подписанный членами комиссии) и формы распорядительных документов организации, подтверждающих произведения выплаты медицинским работникам, участвующих в Программе модернизации здравоохранения.

    Рекомендуется максимально предусмотреть все условия осуществления выплат стимулирующего характера, в связи с тем, что при проверке уполномоченными государственными органами, в том числе и Прокуратурой, в первую очередь Положение будет являться предметом проверки не только на содержание, но и на порядок исполнения в части осуществления выплат!


    Содержание данного локального акта руководители организации определяют самостоятельно.




Возврат к списку