Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Хабаровский краевой
фонд обязательного медицинского страхования
официальный сайт
Хабаровский краевой
фонд обязательного медицинского страхования
официальный сайт

Результаты анкетирования

  • Результаты анкетирования застрахованных в сфере ОМС лиц, проведенного в 1-м полугодии 2014 года

    Обзор

    результатов анкетирования застрахованных в сфере ОМС лиц,

    проведенного в учреждениях здравоохранения края

    в первом полугодии 2014 года

    В соответствии с приказами Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.05.2009 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования» (далее – приказ ФФОМС), Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (ХКФОМС) от 26.01.2012 № 28 «О социологических опросах в сфере ОМС на территории Хабаровского края» в первом полугодии 2014 года Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС, Фонд) и страховыми медицинскими организациями, работающими в сфере ОМС края[1] (далее – СМО), проведено анонимное анкетирование застрахованных в сфере ОМС лиц, находящихся непосредственно на обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения края, реализующих ОМС.

    Цель анкетирования - изучение уровня удовлетворенности доступностью, качеством и условиями оказания бесплатной медицинской помощи.

    Анкета разработана Фондом на основании рекомендаций ФФОМС. Предложенные респондентам вопросы объединены в два блока: по стационару и амбулаторно-поликлинической помощи (далее – поликлиника).

    В соответствии с приказом ФФОМС оценка оказания медицинской помощи по анкете осуществлялась в баллах[2].

    Процент для всех показателей рассчитан относительно количества респондентов, ответивших на данный вопрос.

    Всего опрошено в крае по поликлинике – 4031 человек, по стационару – 3023 человек, из них: Фондом – 1962 человек по поликлинике и 1353 – по стационару; СМО – 2069 человек по поликлинике и 1670 – по стационару.   

    По результатам анкетирования выявлено следующее.

    Коэффициент удовлетворенности доступностью, качеством и условиями оказания медицинской помощи (средний балл, выставленный респондентами по всем случаям анкетирования) по краю составил: по поликлинике – 0,66; по стационару – 0,75. В том числе, по результатам ХКФОМС коэффициент по поликлинике - 0,69 и по стационару - 0,83; по результатам СМО коэффициент составил: по поликлинике - 0,63, по стационару - 0,68. Значения коэффициента соответствуют значениям аналогичного периода 2013 года.

    Значения коэффициента по результатам анкетирования, проведенного непосредственно в учреждениях здравоохранения края в 2010 - 2014 г.г., практически на одном уровне и представлены в таблице № 1:

    таблица № 1

    Хабаровский край

    2014 год

    2013 год

    2012 год

    2011 год

    2010 год

    Пол-ка

    Стац.

    Пол-ка

    Стац.

    Пол-ка

    Стац.

    Пол-ка

    Стац.

    Пол-ка

    Стац.

    0,66

    0,75

    0,65

    0,75

    0,69

    0,77

    0.69

    0,76

    0,73

    0,78

    Удельный вес данных респондентами оценок по баллам в сравнении с аналогичными периодами 2012 - 2014 годов (первое полугодие) представлен в таблице № 2 (процент относительно всей суммы оценок):

       Таблица № 2:

    Год

    0 баллов

    (%)

    0,25 баллов

    (%)

    0,5 баллов

    (%)

    0,75 баллов

    (%)

    1,0 балл

    (%)

    Пол-ка

    Стац

    Пол-ка

    Стац

    Пол-ка

    Стац.

    Пол-ка

    Стац.

    Пол-ка

    Стац.

    2012

    19,2

    15,7

    15,8

    17,2

    24,4

    23,3

    20,3

    21,2

    20,3

    22,6

    2013

    10,0

    5,7

    12,2

    8,9

    19,3

    15,0

    25,7

    22,4

    32,9

    48,0

    2014

    11,0

    6,3

    10,7

    7,7

    19,7

    14,7

    21,6

    20,4

    37,0

    50,9

    Резкие колебания показателей в сторону их улучшения в 2013 – 2014 г.г. отмечаются только в сравнении с первым полугодием 2012 года; существенной разницы в значениях показателей удельного веса оценок по баллам за аналогичные периоды 2013-2014 годов не отмечается.

    Больше всего респонденты не удовлетворены, как и в 2012 и 2013 годах, ожиданием приема врачей и диагностического обследования в поликлинике (0 баллов – 15% и 16%; 0,25 баллов – 9% и 10%; 0,5 баллов – 24% и 25%; 0,75 баллов – 26% и 24%; 1,0 балл – 26% и 25% соответственно), а также доступностью врачей-специалистов (0 баллов – 16%; 0,25 баллов – 10%; 0,5 баллов – 24%; 0,75 баллов – 22%; 1,0 балл – 28%), организацией работы регистратуры (очереди, отношение): 0 баллов – 17%; 0,25 баллов – 10%; 0,5 баллов – 21%; 0,75 баллов – 26%; 1,0 балл – 27%.   

    По сравнению с аналогичным периодом 2013 года удельный вес пациентов, не удовлетворенных возможностью полного обследования в поликлинике, остается почти на одном уровне (2014 г. – 13%; 2013 г. – 14%).

    Обеспеченность обследования и лечения в поликлинике и стационаре:

    1)          обеспечением лекарственными препаратами удовлетворены полностью по поликлинике - 37% (2013 г. - 34%), по стационару - 51% (2013 г. - 46%) респондентов; больше удовлетворены, чем нет – 17% (2013 г. - 20%) и 19% (2013 г. - 23%); удовлетворены не в полной мере – 19% (2013 г. - 19%) и 15% (2013 г. - 15%); не удовлетворены – 11% (2013 г. – 12%) и 8% (2013 г. - 7%); затруднились ответить 15% (2013 г. - 16%) и 8% (2013 г. - 9%) респондентов соответственно по поликлинике и стационару;

    2)          обеспечением шприцами удовлетворены полностью по поликлинике – 47% (2013 г. - 47 %), по стационару – 61% (2013 г. - 62 %) респондентов; больше удовлетворены, чем нет – по 15% (2013 г. - 23% и 19%); удовлетворены не в полной мере – 14% (2013 г. - 11%) и 11% (2013 г. - 10%); не удовлетворены – 10% (2013 г. - 6%) и 6% (2013 г. - 3%); затруднились ответить – 14% (2013 г. - 13%) и 6% (2013 г. - 6%) респондентов соответственно по поликлинике и стационару;

    3)          обеспечением системами для переливания удовлетворены полностью по поликлинике – 45% (2013 г. - 48%), по стационару – 58% (2013 г. - 60%); больше удовлетворены, чем нет – 16% (2013 г. - 22%) и 17% (2013 г. - 15%); удовлетворены не в полной мере – 15% (2013 г. - 10%) и 12% (2013 г. - 9%); не удовлетворены – 7% (2013 г. - 5 %) и 5% (2013 г. - 3%); затруднились ответить – 16% (2013 г. - 16%) и 9% (2013 г. - 13%) респондентов соответственно по поликлинике и стационару;

    4)          обеспечением перевязочными материалами удовлетворены полностью по поликлинике – 50% (2013 г. - 52%), по стационару – 58% (2013 г. - 60%); больше удовлетворены, чем нет – по 16% (2013 г. - 21% и 18%); удовлетворены не в полной мере – 13% по поликлинике и 12% по стационару (2013 г. - по 10 %); не удовлетворены – 7% (2013 г. - 5%) и 5% (2013 г. - 3%); затруднились ответить – 14% (2013 г. - 13%) и 9% (2013 г. - 10%) респондентов соответственно по поликлинике и стационару;

    5)          обеспечением питанием в стационаре удовлетворены полностью – 46% (2013 г. - 35%); больше удовлетворены, чем нет – 21% (2013 г. - 25%); удовлетворены не в полной мере – 17% (2013 г. - 19%); не удовлетворены – 8% (2013 г. – 10%); затруднились ответить – 8% (2013 г. - 10%) респондентов;

    6)          обеспечением постельным бельем в стационаре удовлетворены полностью - 49% (2013 г. - 43%); больше удовлетворены, чем нет – 20% (2013 г. - 24%); удовлетворены не в полной мере – 15% (2013 г. - 17%); не удовлетворены – 8% (2013 г. - 7%); затруднились ответить – 9% (2013 г. - 9%) респондентов по поликлинике и стационару соответственно.

    Доступностью врачей специалистов в поликлинике, как и в 2013 году, удовлетворены (1,0 и 0,75 баллов) менее половины респондентов – 49% (2013 г. - 47%); удовлетворены не в полной мере – 24% (2013 г. - 25%); не удовлетворены - 16% (2013 г. – 15%); затруднились ответить – 10% (2013 г. - 13%) респондентов.

    Показатели удовлетворенности длительностью ожидания госпитализации практически аналогичны в сравнении с первым полугодием 2013 года: полностью удовлетворены – 41% (2013 г. - 43%); больше удовлетворены чем нет – 23% (2013 г. - 21%); удовлетворены не в полной мере – 17% (2013 г. - 17%); не удовлетворены – 9% (2013 г. - 9%); затруднились ответить – 9% респондентов.

    Показатели удовлетворенности качеством медицинской помощи по результатам анкетирования непосредственно в учреждениях здравоохранения в первом полугодии за 2012-2014 г.г. практически на одном уровне.

    Удельный вес респондентов, оценивших качество медицинской помощи от 1,0 до 0 баллов при проведении анкетирования в первом полугодии 2012 и 2014 г.г., представлен в таблице № 4:

    Таблица № 4

    Балл

    Поликлиника

    Стационар

    1 полуг. 2014 г.

    (%)

    1 полуг. 2013 г.

    (%)

    1 полуг. 2012 г.

    (%)

    1 полуг. 2014 г.

    (%)

    1 полуг. 2013 г.

    (%)

    1 полуг. 2012 г.

    (%)

    1,0 - удовлетворены полностью

    35

    27

    39

    52

    46

    58

    0,75 - больше удовлетворены, чем не удовлетворены

    26

    32

    25

    23

    23

    18

    0,5 - удовлетворены не в полной мере

    21

    24

    19

    14

    17

    12

    0,25 – затрудняюсь ответить

    9

    9

    9

    7

    7

    5

    0- не удовлетворены

    9

    9

    8

    5

    6

    6

    Техническую оснащенность поликлиники пациенты оценили следующим образом: удовлетворены полностью – 32%; больше удовлетворены чем нет – 23%; удовлетворены не в полной мере – 24%; не удовлетворены – 10% и затруднились ответить – 12% респондентов.

    Лечебно-диагностическим оборудованием стационара удовлетворены полностью – 37% респондентов, больше удовлетворены, чем нет – 24%, удовлетворены не в полной мере – 21%, не удовлетворены – 8%, затруднились ответить – 11% респондентов.

    Материально-бытовым оборудованием стационара удовлетворены полностью – 23% респондентов, больше удовлетворены чем нет – 18%, удовлетворены не в полной мере – 14%, не удовлетворены – 5%, затруднились ответить – 5% респондентов.

    Также как и первом полугодии 2013 года более 70% респондентов удовлетворены ((1,0 и 0,75 баллов) отношением (вежливость, внимательность) к пациентам врачей (71% по поликлинике и 80% по стационару) и среднего медицинского персонала (74% по поликлинике и 78% по стационару). Удовлетворены не в полной мере отношением врачей и среднего медицинского персонала в поликлинике и стационаре 17-11 % респондентов, не удовлетворены 4-5 % респондентов.

    Санитарно-гигиеническими условиями в стационаре удовлетворены (1,0 и 0,75 баллов) – 71% респондентов, удовлетворены не в полной мере - 17%, не удовлетворены и затруднились ответить по 6% респондентов.

    При обследовании и лечении по программе ОМС в ряде случаев пациенты использовали личные денежные средства:

    - через кассу - 29% респондентов края по поликлинике; по стационару: для госпитализации в стационар – 5%, для приобретения лекарственных средств – 11%, для проведения операции – 6%, при родовспоможении – 3%, для проведения обследования – 8% респондентов края;

    - передавали деньги непосредственно медицинскому работнику в поликлинике – 6% респондентов края; по стационару: для госпитализации – 3%, для приобретения лекарственных средств – 2%, для проведения операции – 3%, при родовспоможении – 3%; при проведении обследования – 4%.

    Большинство респондентов отметили, что им не приходилось использовать личные денежные средства при обследовании и лечении по полису ОМС.

    Изменения в сфере здравоохранения за последние три года респонденты оценили следующим образом:

    - 1,0 балл: по поликлинике – 49%; по стационару – 32%;

    - 0,75 %: по поликлинике – 28%; по стационару – 30%;

    - 0,5 баллов: по поликлинике – 5%; по стационару – 15%;

    - 0,25 баллов: по поликлинике 18%; по стационару – 23 %;

    - 0 баллов: по поликлинике и стационару 0% респондентов.

    Выводы:

    На основании анализа результатов анкетирования, проведенного среди пациентов в учреждениях здравоохранения в 2011 – 2014 годах, отмечено, что показатели удовлетворенности качеством бесплатной медицинской помощи за последние три года без резких колебаний, с низким удельным весом респондентов, не удовлетворенных качеством медицинской помощи. Тем не менее, полностью удовлетворены качеством медицинской помощи по поликлинике – около одной трети, по стационару – около половины опрошенных пациентов.

    Как и по результатам опросов в предыдущие три года для значительной части граждан сохраняется ограничение доступности бесплатной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, особенно врачей-специалистов и обследований.




    [1] ООО «СК «ДАЛЬ-РОСМЕД»; Филиал ООО «РГС-Медицина» «Росгосстрах-Хабаровск-Медицина»; ОАО СК «РОСНО-МС» филиал «Хабаровск - РОСНО - МС»; Филиал «Хабаровский» ЗАО «СГ «Спасские ворота-М».


    [2] 1,0 балл - удовлетворен(а) полностью;

       0,75 баллов - больше удовлетворен(а), чем не удовлетворен(а);

       0,5 баллов - удовлетворен(а) не в полной мере;

       0,25 баллов - затрудняюсь ответить;

       0 баллов - не удовлетворен(а).  






Возврат к списку