В соответствии с Методическими указаниями по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) от 11.06.2015 № 103 (далее - Методические указания), приказом ФФОМС от 29.05.2009 № 118[1] в части, не противоречащей Методическим указаниям, приказом Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС) от 17.02.2016 № 37[2] в 2016 году ХКФОМС и страховыми медицинскими организациями (далее – СМО), работающими в сфере обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на территории Хабаровского края[3], проведено анкетирование.
Цель анкетирования - сбор и изучение социологических данных об удовлетворенности застрахованных в сфере ОМС лиц доступностью и качеством медицинской помощи, получаемой по программам ОМС в Хабаровском крае.
Проведено анкетирование первого и второго уровней[4] застрахованных в сфере ОМС лиц в медицинских организациях края (далее – МО), оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (далее – АПП), стационарную (круглосуточную) помощь (далее – КС), стационарозамещающую (дневной стационар) помощь (далее - ДС).
Первый уровень – ежеквартальный сбор оперативной информации и анализ динамики показателей об удовлетворенности застрахованных лиц качеством и доступностью медицинской помощи, предоставляемой в МО. Анкетирование первого уровня проведено в 48-ми МО 17-ти муниципальных образований края (среди них по АПП – 39, по КС – 31, по ДС – 38).
Второй уровень – сбор развернутой, более подробной информации об удовлетворенности застрахованных лиц качеством и доступностью медицинской помощи, позволяющий более детально анализировать причины неудовлетворенности, проведен в МО при недостижении ими целевых критериев удовлетворенности населения медицинской помощью, установленных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2016 год: в 34-х МО 13-ти муниципальных образований края (среди них по АПП – 25, по КС – 9, по ДС – 12).
Анкетирование второго уровня также может быть проведено в случае выявления отрицательной динамики ежеквартальных показателей.
В соответствии с Методическими указаниями социологический опрос пациентов проводился по анкетам первого и второго уровней согласно квотной выборке и с учетом поло-возрастной структуры застрахованных лиц, получающих медицинскую помощь в МО.
Для измерения удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, и получения объективных социологических данных использована шкала, в которой позитивные и негативные оценки являются сбалансированными, вопросы содержат возможные варианты ответа:
1. Удовлетворены;
2. Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены;
3. Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены;
4. Не удовлетворены.
5. Затрудняюсь ответить.
Процент для всех показателей рассчитан относительно количества респондентов, ответивших на данный вопрос.
Анализ удовлетворенности застрахованных лиц оказанной медицинской помощью проведен по следующему количеству анкет по видам медицинской помощи:
Наименование
|
Количество анкет по АПП
|
Количество анкет по КС
|
Количество анкет по ДС
|
ХКФОМС
|
400
|
399
|
397
|
СМО
|
409
|
400
|
397
|
ИТОГО
|
809
|
799
|
794
|
Всего анкет: 2 402 , из них город – 2 261, село – 141
|
По результатам анкетирования выявлено следующее.
В сравнении с 2015 годом значения коэффициента удовлетворенности доступностью, качеством и условиями оказания медицинской помощи[5] (далее - коэффициент) в целом по краю незначительно увеличились (улучшились): по АПП на 0,03; по КС на 0,06. По ДС в 2015 году анкетирование не проводилось.
Значения коэффициента в МО края в сравнении с 2015 годом составили:
Коэффициент
|
Виды медицинской помощи
|
2016 год
|
2015 год
|
АПП
|
0,63
|
0,60
|
КС
|
0,77
|
0,71
|
ДС
|
0,78
|
-
|
Уровень удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи - эмпирический индикатор (далее – уровень удовлетворенности)[6] , рассчитывается с 2016 года, в целом по краю составил:
Виды
медицинской помощи
|
АПП
|
КС
|
ДС
|
СМП
|
Уровень
удовлетворенности
|
63,8%
средний
|
80,3
высокий
|
81,9%
высокий
|
80,5%
высокий
|
По результатам анкетирования (на основании Приложения):
1. Высокий уровень удовлетворенности населения края (в том числе городского и сельского населения) отмечается по следующим показателям:
- качество медицинской помощи при стационарной, стационарозамещающей и скорой медицинской помощи;
- сроки ожидания плановой госпитализации;
- работа врача при стационарной и стационарозамещающей помощи;
- работа вспомогательных служб (лаборатория, рентген-, физио-кабинет, др.) при стационарной и стационарозамещающей помощи;
- комплекс предоставляемых медицинских услуг при стационарной и стационарозамещающей помощи;
- комфортность мест пребывания пациентов в дневном стационаре;
- техническое состояние, ремонт, площадь помещений стационаров и дневных стационаров;
- санитарное состояние помещений при стационарной, стационарозамещающей и амбулаторно-поликлинической помощи (в целом по краю);
- обеспеченность врачами при стационарной и стационарозамещающей помощи (в целом по краю);
- квалификация врачей при стационарной, стационарозамещающей и амбулаторно-поликлинической помощи (в целом по краю);
- отношение медицинских работников к пациентам при стационарной, стационарозамещающей и амбулаторно-поликлинической помощи (в целом по краю);
2. Средний уровень удовлетворенности отмечается по показателям:
- качество питания в стационаре;
- организация работы регистратуры;
- организация записи на прием к врачу (кроме сельских МО);
- сроки ожидания медицинских услуг после записи в поликлинике;
- обеспеченность амбулаторно-поликлинических, стационарных учреждений, дневных стационаров современным медицинским оборудованием (кроме сельских МО);
- обеспеченность медикаментами при стационарной и стационарозамещающей помощи (кроме сельских МО);
- качество оказания амбулаторно-поликлинической помощи (кроме сельских МО);
- своевременность (доступность) предоставления амбулаторно-поликлинической помощи: терапевтов, врачей-специалистов, диагностических исследований).
3. Удовлетворительный уровень удовлетворенности населения края отмечается по времени ожидания приема врача при получении амбулаторно-поликлинической помощи, обеспеченности современным медицинским оборудованием сельских МО.
4. Низкий уровень удовлетворенности населения края доступностью и качеством медицинской помощи не отмечен.
[1] Приказ ФФОМС от 29.05.2009 № 118 (ред. от 26.04.2012) «Об утверждении методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования».
[2] Приказ ХКФОМС от 17.02.2016 № 37 «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования».
[3] ООО «СК «Даль-Росмед»; Филиал ООО «РГС-Медицина» «Росгосстрах-Хабаровск-Медицина»; ОАО СК «РОСНО-МС» филиал «Хабаровск-РОСНО-МС»; Филиал «Хабаровский» АО «СГ «Спасские ворота-М».
[4] Анкетирование 1 уровня проведено в 1, 2, 4 кварталах, 2 уровня – в 3 квартале 2016 года.
[5] Коэффициент удовлетворенности доступностью, качеством и условиями оказания медицинской помощи - средний балл, выставленный респондентами по всем случаям анкетирования.
[6] Уровень удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи (эмпирический индикатор) – рассчитывается с 2016 года:
удельный вес суммы всех оценок «Удовлетворены» и «Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены» относительно количества респондентов, ответивших на данный вопрос без учета оценки «затрудняюсь ответить», в диапазоне:
0-25% - низкий уровень;
25-50% - удовлетворительный уровень;
50-75% - средний уровень;
75-100% - высокий уровень