Выступление на радио
-
10 мая 2016
О правах и обязанностях застрахованных в сфере обязательного медицинского страхования лиц
Корреспондент: О том, какие права и обязанности имеют застрахованные в сфере обязательного медицинского страхования лица – рассказывает начальник отдела Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования Ирина Михайловна Бондарь.
Ирина Михайловна: Права застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования, а также их обязанности определены Федеральным законодательством.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на:
- Бесплатное оказание им медицинской помощи на всей территории России в рамках базовой (федеральной) программы обязательного медицинского страхования и на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Подчеркну, полис ОМС действует на всей территории России, вне зависимости от того в каком субъекте пациент зарегистрирован в качестве застрахованного лица, то есть где выдан полис.
- Право на выбор и замену страховой медицинской организации путем подачи заявления лично или через своего представителя в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.
Если по каким-либо причинам гражданина не устраивает работа страховой компании, он может ее заменить один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения деятельности страховой компании.
Корреспондент: Ирина Михайловна, подробнее расскажите о том, как реализовать право выбора поликлиники, что необходимо сделать, чтобы прикрепиться к ней.
Ирина Михайловна: Федеральным законодательством определено право на выбор медицинской организации из числа, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, но не чаще одного раза в год, за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина.
Прежде чем расскажу о порядке выбора поликлиники, хочу обратить внимание слушателей на то, что основным принципом организации оказания первичной медико-санитарной помощи является территориально-участковый, что оптимально; и гарантирует медицинское обслуживание как в поликлинике так и на дому.
Допускается прикрепление граждан, проживающих вне зоны обслуживания поликлиники с учетом рекомендуемой численности прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала (но при этом не гарантируется медицинская помощь на дому). Для прикрепления гражданин должен лично или через своего представителя обратиться в выбранную им поликлинику с письменным заявлением о прикреплении к ней на имя главного врача. О принятии гражданина на медицинское обслуживание сообщается ему или законному представителю в установленные сроки (как правило, до 30-ти дней) в письменной или устной форме (письмом или лично, по телефону, электронной почтой). От предыдущей поликлиники гражданину не нужно самостоятельно открепляться, выбранная им поликлиника сама запросит его медицинскую документацию.
Право на выбор врача осуществляется с учетом его согласия, также не чаще одного раза в год, за исключением случаев замены медицинской организации.
Обращаю внимание радиослушателей, достигших 18-летнего возраста, а также их родителей! В связи с переводом подростков из детской поликлиники в общую амбулаторно-поликлиническую сеть необходимо своевременно (по достижении 18-ти лет) выбрать взрослую поликлинику и прикрепиться к ней.
Корреспондент: Могут ли отказать в прикреплении к выбранной поликлинике?
Ирина Михайловна: Отказ может быть только мотивированным. При превышении нагрузки на врача может быть отказано в прикреплении к выбранной поликлинике. В таких случаях гражданин получает первичную медико-санитарную помощь в территориально-участковой поликлинике по месту жительства.
В любом случае отказ в прикреплении должен быть обоснован письменно.
Помимо перечисленных прав застрахованные лица имеют право на:
- получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, а также о своих правах и обязанностях;
- на защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
- право на защиту своих прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
И другие.
Корреспондент: Всегда ли нужно предъявлять полис ОМС при обращении за медицинской помощью?
Ирина Михайловна: Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью – это обязанность застрахованного лица, исключение составляют случаи оказания экстренной медицинской помощи, когда медицинская помощь оказывается и без предъявления документов.
Есть и другие обязанности застрахованных лиц, а именно:
- выбрать страховую медицинскую организацию, подать заявление о таком выборе и получить полис ОМС;
- уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
- случае изменения места жительства в другом регионе и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца.
С нормативными правовыми документами о правах и обязанностях граждан в сфере обязательного медицинского страхования, а также на охрану здоровья и медицинскую помощь можно ознакомиться на официальном сайте Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: www.khfoms.ru.
Дополнительные консультации можно получить по телефону горячей линии фонда в рабочие дни и часы – 97 03 33, а также через официальный сайт фонда.