Результаты анкетирования
-
Обзор результатов социологического опроса застрахованных в сфере ОМС лиц об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи в I полугодии 2019 года
В соответствии с Методическими указаниями по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными приказами Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11.06.2015 № 103[1] (далее - Методические указания), от 29.05.2009 № 118[2] в части, не противоречащей Методическим указаниям, Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС) от 17.02.2016 № 37[3] в I полугодии 2019 года ХКФОМС и страховыми медицинскими организациями (далее – СМО), осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на территории Хабаровского края[4], проведен социологический опрос в форме анкетирования.
Цель анкетирования – определение уровня удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи, оказанной по программам ОМС в Хабаровском крае.
Анкетирование проведено в 50 медицинских организациях (далее – МО), расположенных в 16-ти муниципальных образованиях и районах края: 38 амбулаторно-поликлинических учреждений (далее – АПП), 36 стационарных учреждений (круглосуточных) (далее – КС) и 36, оказывающих стационарозамещающую медицинскую помощь (далее – ДС).
Анкетирование проведено с помощью анкеты 1 уровня (6 вопросов), которая выявляет уровень удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи (далее – МП). В анкету дополнительно включен вопрос об удовлетворенности услугами скорой медицинской помощи (далее – СМП).
Согласно квотной выборке, сформированной с учетом половозрастной структуры застрахованных лиц по данным реестров счетов за оказанную МП в 2018 г., в I полугодии 2019 г. всего опрошено 1674 респондента (в МО - 1637, вне МО - 37), из них в городах Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре – 952 чел., в районах – 722 чел.
Уровень удовлетворенности населения доступностью и качеством МП (далее – уровень удовлетворенности) по видам МП представлен в табл. № 1.
Показатель удовлетворенности доступностью и качеством по видам МП (%)
Таблица № 1
Виды медицинской помощи
I полугодие 2018 г.
I полугодие 2019 г.
АПП
62,9
62,3
КС
77,9
82,4
ДС
80,9
82,3
СМП
83,5
88,6
По всем видам МП, за исключением АПП, в I полугодии 2019 г. в сравнении с I полугодием 2018 г. уровень удовлетворенности увеличился: на 5,1% по СМП, на 4,5% по КС и на 1,4% по ДС. По АПП отмечена незначительная отрицательная динамика - на 0,6%.
По результатам анкетирования в 26 МО не достигнуты целевые показатели удовлетворенности населения МП, установленные Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2019 год (значение целевого индикатора – 69,2)[5], табл. № 2.
МО, не достигшие целевого показателя в I полугодии 2019 г.
Таблица № 2
№
Наименование МО
Показатель удовлетворенности в I полугодии 2018 г. (%)
Показатель удовлетворенности в
I полугодии 2019 г. (%)
Динамика к I полугодию 2019 г. (%)
АПП
1.
КГБУЗ ГП 16 Хабаровска
63,6
40,5
- 23,1
2.
НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Хабаровск-1 ОАО "РЖД»
60,6
40,0
- 20,6
3.
КГБУЗ ККБ № 1
58,3
39,4
- 18,9
4.
КГБУЗ «Солнечная районная больница»
54,5
37,2
- 17,3
5.
КГБУЗ ДГП 24 Хабаровска
65,9
48,9
- 17
6.
КГБУЗ «КДЦ»
58,6
44,5
- 14,1
7.
КГБУЗ «РБ Лазо»
81,6
68,0
- 13,6
8.
КГБУЗ «Городская больница № 7»
63,9
53,4
- 10,5
9.
КГБУЗ «Хабаровская РБ»
69,2
60,7
- 8,5
10.
КГБУЗ ГП № 15
53,6
45,5
- 8,1
11.
КГБУЗ «Комсомольская МБ»
72,7
67,3
- 5,4
12.
КГБУЗ «Городская больница № 4»
62,6
57,3
- 5,3
13.
КГБУЗ «Николаевская ЦРБ»
51,3
47,0
- 4,3
14.
КГБУЗ «Амурская ЦРБ»
58,4
55,6
- 2,8
15.
КГБУЗ ГП 8 Хабаровска
35,7
57,1
+ 21,4
16.
КГБУЗ «ГП № 5»
45,1
62,7
+ 17,6
17.
КГБУЗ «Городская больница № 2»
45,0
58,2
+ 13,2
18.
КГБУЗ «Бикинская ЦРБ»
51,5
61,5
+ 10
19.
КГБУЗ «ВЦРБ»
33,1
39,9
+ 6,8
20.
КГБУЗ «ГКБ № 10 Хабаровска»
52,4
55,7
+ 3,3
21.
КГБУЗ «ДГБ»
59,1
61,2
+ 2,1
22.
КГБУЗ ГП № 11 Хабаровска
66,4
67,7
+ 1,3
23.
КГБУЗ «Ванинская ЦРБ»
45,0
45,5
+ 0,5
24.
КГБУЗ «Вяземская районная больница»
-
64,2
-
ДС (при поликлинике)
1.
КГБУЗ «Городская больница № 4»
80,2
64,1
- 16,1
2.
КГБУЗ «Николаевская ЦРБ»
58,8
45,3
- 13,5
3.
КГБУЗ «ГП № 5»
69,8
61,6
- 8,2
4.
КГБУЗ «Солнечная районная больница»
65,4
62,5
- 2,9
КС
1.
КГБУЗ «Тугуро-Чумиканская ЦРБ»
77,8
53,1
- 24,7
2.
КГБУЗ «Комсомольская МБ»
84,6
66,7
- 17,9
3.
КГБУЗ «ГКБ № 11»
71,3
58,9
- 12,4
4.
КГБУЗ «Николаевская ЦРБ»
41,6
55,6
+ 14
При этом положительная динамика удовлетворенности в I полугодии 2019 г. в сравнении с I полугодием 2018 г. наблюдается в 10 МО. В 17 МО при невыполнении целевого показателя наблюдается отрицательная динамика.
В 7 МО (табл. № 2, выделены цветом) в I полугодии 2018 г. уровень удовлетворенности превышал значение целевого показателя[6] 2018 г. (69,1%), а к I полугодию 2019 г. снизился в среднем на 13,4% и не достиг целевого значения 2019 г. (69,2%).
При невыполненном целевом показателе наибольший рост показателя удовлетворенности по АПП отмечен в КГБУЗ ГП 8 Хабаровска (на 21,4%) в I полугодии 2019 г. относительно I полугодия 2018 г.
Наименьший уровень удовлетворенности зафиксирован по АПП в КГБУЗ «Солнечная районная больница» - 37,2%, по ДС в КГБУЗ «Николаевская ЦРБ» - 45,3%, по КС в КГБУЗ «Тугуро-Чумиканская ЦРБ» - 53,1% (наибольшее снижение показателя - на 24,7% в I полугодии 2019 г. в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.).
По всем МО, не достигшим целевого показателя, в I полугодии 2019 г. в сравнении с I полугодием 2018 г. выявлена отрицательная динамика удовлетворенности доступностью и качеством МП по ДС.
В КГБУЗ «Николаевская ЦРБ» в I полугодии 2019 г. также, как и в I полугодии 2018 г., не достигнут целевой показатель удовлетворенности по всем видам МП: АПП – 47%, КС – 55,6%, ДС – 45,3%.
Удовлетворенность по показателям, характеризующим работу АПП
Таблица № 3
Характеристики работы АПП
Удовлетворенность в I полугодии 2018 г. (%)
Удовлетворенность в I полугодии 2019 г. (%)
1
Техническое состояние, ремонт помещений
74
78
2
Работа врачей в поликлинике
76
76
3
Доступность необходимых лабораторных исследований/анализов
71
72
4
Доступность медицинской помощи терапевта
74
69
5
Срок ожидания медицинских услуг после записи
57
61
6
Организация записи на прием к врачу
60
60
7
Время ожидания приема врача
54
58
8
Доступность диагностических исследований (ЭКГ, УЗИ и т.д.)
61
52
9
Оснащенность современным медицинским оборудованием
44
46
10
Доступность медицинской помощи врачей-специалистов
53
43
Наименьший уровень удовлетворенности с отрицательной динамикой в I полугодии 2019 г. сравнении с I полугодием 2018 г. выявлен по показателю «доступность медицинской помощи врачей-специалистов».
Также отмечено снижение на 9% уровня удовлетворенности доступностью диагностическими исследованиями (ЭКГ, УЗИ и т.д.) по АПП в I полугодии 2019 г. в сравнении с I полугодием 2018 г.
Удовлетворенность по показателям, характеризующим работу ДС
Таблица № 4
Характеристики работы ДС
Удовлетворенность в I полугодии 2018 г. (%)
Удовлетворенность в I полугодии 2019 г. (%)
1
Работа лечащего врача
93
94
2
Комфортность мест пребывания пациентов
87
88
3
Техническое состояние, ремонт помещений
82
86
4
Комплекс предоставляемых медицинских услуг
81
84
5
Обеспеченность медикаментами и расходными материалами
81
79
6
Работа вспомогательных служб (лаборатория, рентген-кабинет, физиотерапевтический кабинет и т.д.)
79
79
7
Оснащенность современным мед. оборудованием
56
55
Незначительное повышение уровня удовлетворенности в I полугодии 2019 г. относительно I полугодия 2018 г. выявлено по показателям: «работа лечащего врача», «комфортность мест пребывания пациентов».
В I полугодии 2019 г. рост удовлетворенности на 4% отмечен по показателю «техническое состояние, ремонт помещений», на 3% - «комплекс предоставляемых медицинских услуг»
Только по показателю «удовлетворенность обеспеченностью медикаментами и расходными материалами» произошло снижение уровня удовлетворенности на 2% в I полугодии 2019 г. относительно аналогичного периода 2018 г.
Самый низкий уровень удовлетворенности по ДС в I полугодии 2019 г., также как и в I полугодии 2018 г., остается оснащенностью современным медицинским оборудованием (55%).
Удовлетворенность по показателям, характеризующим работу КС
Таблица № 5
Характеристики работы КС
Удовлетворенность за I полугодие 2018 г. (%)
Удовлетворенность за I полугодие 2019 г. (%)
1
Работа лечащего врача
88
96
2
Работа вспомогательных служб (лаборатория, рентген-кабинет, физиотерапевтический кабинет и т.д.)
83
88
3
Срок ожидания плановой госпитализации
79
85
4
Обеспеченность медикаментами и расходными материалами
81
85
5
Техническое состояние, ремонт помещений
77
79
6
Комфортность больничной палаты и мест пребывания пациентов
76
79
7
Питание
75
78
8
Оснащенность современным мед. оборудованием
59
65
Рост уровня удовлетворенности отмечен по всем показателям работы КС, при этом наибольшее увеличение составило по показателю «работа лечащего врача» (на 8%).
К услугам СМП в I полугодии 2019 г. обратилось 26% опрошенных, из них 88,6% удовлетворены качеством МП, 10,3% - не удовлетворены, остальные затруднились ответить.
На основании анализа результатов анкетирования отмечено следующее:
1. По всем видам МП, за исключением АПП, в I полугодии 2019 г. увеличился уровень удовлетворенности по сравнению с I полугодием 2018 г.
2. Уровень удовлетворенности оснащенностью современным медицинским оборудованием снижен по ДС и КС в сравнении с другими характеристиками работы МО.
3. В 26 МО не достигнут утвержденный целевой показатель удовлетворенности населения МП (табл. № 2).
4. В КГБУЗ «Николаевская ЦРБ» в I полугодии 2019 г. также, как и в I полугодии 2018 г., не достигнут целевой показатель уровня удовлетворенности по всем видам МП.
[1] Приказ ФФОМС от 11.06.2015 № 103 «Об утверждении Методических указаний по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования».
[2] Приказ ФФОМС от 29.05.2009 № 118 (ред. от 26.04.2012) «Об утверждении методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования».
[3] Приказ ХКФОМС от 17.02.2016 № 37 (ред. от 01.06.2016) «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования».
[4] Хабаровский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»; Филиал ООО «Капитал МС» в Хабаровском крае; Хабаровский филиал ООО ВТБ МС; Филиал «Хабаровский» АО «Страховая группа «Спасские ворота-М».
[5] Постановление Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 500-пр (ред. от 07.06.2019) «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
[6] Постановление Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 № 545-пр (ред. от 25.12.2018) «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».