Результаты анкетирования
-
Анализ результатов социологического опроса (анкетирования) застрахованных лиц о прохождении профилактических мероприятий за 9 месяцев 2019 года
Опросы в форме анкетирования проводились специалистами Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС), а также страховыми представителями страховых медицинских организаций (далее – СМО) при работе с застрахованными лицами в медицинских организациях (далее – МО) и по телефону (опросы застрахованных лиц, включенных МО в списки для прохождения диспансеризации и исследований один раз в 2 года (опрос о прохождении исследований один раз в 2 года проводился с января по апрель 2019 г., до момента вступления в силу Приказа Минздрава России от 13.03.2019 № 124н[1]).
Опросы респондентов проводились по типовой анкете[2].
Методическими рекомендациями ФФОМС[3],[4] установлен целевой показатель телефонных опросов, согласно которому СМО необходимо опросить не менее 0,5% от числа проинформированных и прошедших диспансеризацию и не менее 50% из числа проинформированных и не прошедших диспансеризацию. В связи с этим, количество опрошенных за 9 месяцев 2019 года почти в 4,5 раза превысило количество опрошенных в аналогичном периоде 2018 года и составило 78592 респондента, из них по телефону опрошено 75311 чел. (95%), в МО – 3281 (5%).
Структура опрошенных по категориям: 62% - работающие, 37% - неработающие, 1% - обучающиеся в образовательном учреждении.
На момент опроса основная часть респондентов, а именно 74849 чел. (95% от числа опрошенных), не проходили профилактические мероприятия.
Причины, по которым респонденты не прошли профилактические мероприятия
за 9 месяцев 2019 года
Таблица № 1
№
Причины
Профилактические мероприятия
Абс.
%
1.
Планирую пройти позже
34653
46
2.
Нет времени
10265
14
3.
Прохожу ежегодный медицинский осмотр на предприятии
9628
13
4.
Не знаю о профилактических мероприятиях
6904
9
5.
Не вижу смысла в профилактических мероприятиях
3521
5
6.
Наблюдаюсь у специалиста
2491
3,5
7.
Профилактические мероприятия проводятся формально
1894
2,5
8.
Поликлиника находится далеко от дома
1825
2,5
9.
Диспансеризация занимает много времени (более 1 дня)
1798
2
10.
В диспансеризацию включено мало исследований
1146
1,5
11.
Проблемы с транспортом
407
0,6
12.
Не отпускает работодатель
317
0,4
Всего
74849
100
Обращает внимание, что почти половина опрошенных (46%) не прошли профилактические мероприятия, но планируют пройти их позже.
При анализе данных реестров счетов, загруженных в ПК по учету результатов диспансеризации и профилактических осмотров, и ответивших о запланированном прохождении диспансеризации (28534 чел.) прошли её после телефонного опроса 31% респондентов или 8843 чел., что на 4% больше доли прошедших после телефонного опроса за первое полугодие 2019 г.
Не прошли профилактические мероприятия по причине отсутствия времени 14% респондентов. Вместе с тем, только 2% опрошенных считают, что профилактические мероприятия занимают много времени.
Одинаковое количество опрошенных (по 2,5%) указали, что не прошли профилактические мероприятия из-за формального подхода медицинского персонала и отдаленности поликлиники.
Несмотря на то, что опрос проводился среди застрахованных проинформированных СМО, только 69% респондентов ответили, что получили приглашение пройти профилактические мероприятия, из них подавляющее большинство (94%) индивидуально оповещены СМО, остальные получили приглашение от МО (6%).
Из числа опрошенных за 9 месяцев 2019 года прошли профилактические мероприятия 5% респондентов (3743 чел.).
Численность прошедших профилактические мероприятия
и доля удовлетворенных их прохождением
Таблица № 2
9 месяцев 2019 г.
9 месяцев 2018 г.
опрошено
в МО
опрошено
по телефону
Всего
опрошено
в МО
опрошено
по телефону
Всего
Прошли профилактические мероприятия:
1434
2309
3743
3029
2062
5091
- из них удовлетворены
1090
2148
3238
2054
1858
3912
Доля удовлетворенных (%)
76
93
87
68
90
77
Отмечен рост доли удовлетворенных прохождением профилактических мероприятий при опросе по телефону на 3%, а в МО - на 8% за 9 месяцев 2019 г. в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.
Из числа прошедших диспансеризацию не удовлетворены прохождением 13%, что на 10% ниже показателя 9 месяцев 2018 г. (23%).
Причины, по которым респонденты не удовлетворены прохождением профилактических мероприятий
Таблица № 3
№
Причины
Профилактические мероприятия
Абс.
%
1.
В диспансеризацию включено мало исследований
197
40
2.
Профилактические мероприятия проводятся формально
187
37
3.
Плохая организация
58
11
4.
Профилактические мероприятия занимают много времени (более 1 дня)
57
11
5.
Поликлиника находится далеко от дома
6
1
Всего
505
100
Среди причин, по которым респонденты не удовлетворены профилактическими мероприятиями, лидирующее место занимают ответы: «в диспансеризацию включено мало исследований» (40%), «профилактические мероприятия проводятся формально» (37%). При этом подавляющее большинство опрошенных (94%) оценили отношение медицинского персонала к пациентам как «были внимательны».
Почти половина из ответивших (43%) прошли диспансеризацию за 2 дня, в сравнении с полугодием 2019 г. показатель вырос на 2%, 33% респондентов проходили более 2 дней, 24% - за 1 день.
По мнению респондентов, жалобы на здоровье были учтены врачом при прохождении профилактических мероприятий у 65% респондентов и только 8% опрошенных считают, что их жалобы остались без внимания, также как и в первом полугодии 2019 г.
Консультация врачом проводилась по завершению профилактических мероприятий у 82% респондентов. Выявлены ранее неизвестные заболевания у 12% опрошенных.
Почти три четверти ответивших на вопросы анкеты (77%) знают свою группу здоровья по результатам прохождения диспансеризации.
Каждый пятый респондент, прошедший диспансеризацию (19%), проинформирован об установлении диспансерного наблюдения.
Получили приглашение явиться в МО на диспансерное наблюдение 35% респондентов.
[1] Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2019 № 54495).
[2] Приказ ХКФОМС от 19.04.2018 № 75 (ред. от 05.08.2019) «Об обеспечении взаимодействия при формировании отчетности об информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи».
[3] Письмо ФФОМС от 25.06.2018 № 6696/30-2/5564 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по взаимодействию участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи»).
[4] Приказ ХКФОМС от 22.01.2019 № 24 «Об утверждении Регламента взаимодействия участников ОМС при организации прохождения застрахованными лицами профилактических мероприятий и информационном сопровождении застрахованных лиц при оказании им специализированной медицинской помощи в плановом порядке».