Результаты анкетирования
-
Обзор результатов социологического опроса застрахованных в сфере ОМС лиц об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи в I полугодии 2020 года
В соответствии с Методическими указаниями по проведению социологических опросов застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), утвержденными приказами Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11.06.2015 № 103[1] (далее - Методические указания), от 29.05.2009 № 118[2] в части, не противоречащей Методическим указаниям, Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС) от 17.02.2016 № 37[3] в I полугодии 2020 году ХКФОМС и страховыми медицинскими организациями (далее – СМО), осуществляющими деятельность в сфере ОМС на территории Хабаровского края[4], проведен социологический опрос в форме анкетирования.
Цель анкетирования – определение уровня удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи, оказанной по программам ОМС в Хабаровском крае.
С апреля текущего года в связи с введением ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прекращением работы страховых представителей в медицинских организациях, опрос застрахованных лиц проводился по телефону.
Анкетирование проведено в 35 медицинских организациях (далее – МО), из них в 26 структурных подразделениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (далее - АПП), в 24 - в стационарных учреждениях (круглосуточных) (далее - КС) и в 31 - стационарозамещающая медицинская помощь (далее - ДС).
Анкетирование проводилось по анкете 1 уровня (6 вопросов), которая выявляет уровень удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи (далее – МП). В анкету дополнительно включен вопрос об удовлетворенности услугами скорой медицинской помощи (далее – СМП).
Проверка качества заполнения анкет, их соответствие квотной выборке и данным, внесенным в программу «ХКФОМС.Анкетирование», проводится ХКФОМС ежеквартально.
Согласно квотной выборке, сформированной с учетом половозрастной структуры застрахованных лиц по данным реестров счетов за оказанную МП за 9 месяцев 2019 г., в I полугодии 2020 г. всего опрошено 1040 респондентов (в МО - 1037, вне МО - 3), из них в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре – 473 чел.; в районах – 567 чел.
Уровень удовлетворенности населения доступностью и качеством МП (далее – уровень удовлетворенности) по видам МП представлен в табл. № 1.
Таблица 1
Уровень удовлетворенности по видам МП (%)
Виды медицинской помощи
I полугодие 2019 г.
I полугодие 2020 г.
Динамика к I полугодию 2020 г.
АПП
62,3
66,9
+ 4,6
ДС
82,3
86,2
+ 3,9
КС
82,4
86,2
+ 3,8
СМП
88,6
88,6
-
Всего
74,5
77,7
+ 3,2
[1] Приказ ФФОМС от 11.06.2015 № 103 «Об утверждении Методических указаний по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования»
[2] Приказ ФФОМС от 29.05.2009 № 118 (ред. от 26.04.2012) «Об утверждении методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования»
[3] Приказ ХКФОМС от 17.02.2016 № 37 (ред. от 01.06.2016) «О проведении социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования»
[4] Хабаровский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»; Хабаровский филиал ООО ВТБ МС; Филиал «Хабаровский» АО «Страховая группа «Спасские ворота-М»
По трём видам МП в I полугодии 2020 г. в сравнении с I полугодием 2019 г. уровень удовлетворенности увеличился: на 5% по АПП, на 4% по ДС и на 4% по КС. По СМП уровень удовлетворенности не изменился.
Всего рост уровня удовлетворенности составил 3,2%.
По результатам анкетирования в структурных подразделениях 16 МО (табл. 2) не достигнут целевой показатель удовлетворенности населения МП, установленный Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (далее - целевой показатель ТП ОМС) на 2020 год (целевое значение – 69,3)[1].
Таблица 2
МО, не достигшие целевого показателя ТП ОМС в I полугодии 2020 г.
№
Наименование МО
Показатель удовлетворенности (%)
Динамика к I полугодию 2020 г. (%)
в I полугодии 2019 г.
в I полугодии 2020 г.
Амбулаторно-поликлиническая помощь (АПП)
1.
КГБУЗ «Охотская ЦРБ»
78,8
59,1
- 19,7
2.
КГБУЗ ГП № 7 МЗ ХК
71,5
56,1
-15,4
3.
КГБУЗ ГП № 11 Хабаровска
67,7
54,9
- 12,8
4.
КГБУЗ «ГКБ № 10 Хабаровска»
55,7
45,5
- 10,2
5.
КГБУЗ «Хабаровская РБ»
71,4
64,6
- 6,8
6.
КГБУЗ «ВЦРБ»
39,9
36,4
- 3,5
7.
КГБУЗ «Городская больница № 2»
58,2
58,2
0
8.
КГБУЗ «Городская поликлиника № 9»
-
47,2
-
9.
КГБУЗ «Ванинская ЦРБ»
45,5
47,5
+2
10.
КГБУЗ «ДГБ»
61,2
64,2
+ 3
11.
КГБУЗ ГП 8 Хабаровска
57,1
61
+ 3,9
12.
КГБУЗ «НЦРБ»
47,1
58,4
+ 11,3
13.
КГБУЗ ГП 16 Хабаровска
40,5
56,6
+ 16,1
Дневной стационар при поликлинике (ДС)
1.
КГБУЗ «КДЦ»
84,4
56,3
- 28,1
2.
КГБУЗ ГП 8 Хабаровска
91,3
68,4
- 22,9
3.
КГБУЗ «Хабаровская РБ»
80
64,6
- 15,4
4.
КГБУЗ «НЦРБ»
45,3
67,8
+ 22,5
Круглосуточный стационар (КС)
1.
КГБУЗ ККБ № 1
78,9
59,2
- 19,7
2.
КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ»
72,5
57,4
- 15,1
3.
КГБУЗ «НЦРБ»
55,6
48,1
- 7,5
Положительная динамика удовлетворенности в I полугодии 2020 г. в сравнении с I полугодием 2019 г. по АПП при невыполнении целевого показателя наблюдается в 5 МО, в 6 МО - отрицательная динамика.
При невыполненном целевом показателе наибольший рост показателя удовлетворенности по АПП отмечен в КГБУЗ ГП 16 Хабаровска (на 16,1%) в I полугодии 2020 г. относительно I полугодия 2019 г.
Наименьший уровень удовлетворенности зафиксирован по АПП в КГБУЗ «ВЦРБ» - 36,4%, по ДС в КГБУЗ «КДЦ» - 56,3%, по КС в КГБУЗ «НЦРБ» - 48,1%.
По КС во всех МО, не достигших целевого показателя, в I полугодии 2020 г. в сравнении с I полугодием 2019 г. выявлена отрицательная динамика удовлетворенности доступностью и качеством МП.
В структурных подразделениях 6 МО, указанных в таблице 2 (выделены цветом), в I полугодии 2019 г. уровень удовлетворенности превышал значение целевого показателя[2] 2019 г. (69,2%), а к I полугодию 2020 г. снизился в среднем на 18% и не достиг целевого значения (69,3%).
В КГБУЗ «НЦРБ» в I полугодии 2020 г. также, как и в I полугодии 2019 г., не достигнут целевой показатель удовлетворенности по всем видам МП: АПП – 58,4%, ДС – 67,8%, КС – 48,1%. Однако, отмечен значительный рост уровня удовлетворенности по АПП на 11% и ДС на 23% при снижении по КС на 8%.
Таблица 3
Уровень удовлетворенности по показателям, характеризующим работу АПП
(в целом по краю)
№
Характеристики работы АПП
Показатель удовлетворенности
Динамика к I полугодию
2019 г. (%)
в I полугодии
2019 г. (%)
в I полугодии
2020 г. (%)
1
Доступность диагностических исследований (ЭКГ, УЗИ и т.д.)
52
61
+ 9
2
Работа врачей в поликлинике
76
84
+ 8
3
Оснащенность современным медицинским оборудованием
46
54
+ 8
4
Доступность медицинской помощи терапевта
69
76
+ 7
5
Организация записи на прием к врачу
60
67
+ 7
6
Доступность медицинской помощи врачей-специалистов
43
49
+ 6
7
Доступность необходимых лабораторных исследований/анализов
72
75
+ 3
8
Техническое состояние, ремонт помещений
78
77
- 1
9
Срок ожидания медицинских услуг после записи
61
60
- 1
10
Время ожидания приема врача
58
57
- 1
Отмечено увеличение на 9% уровня удовлетворенности доступностью диагностическими исследованиями (ЭКГ, УЗИ и т.д.) по АПП в I полугодии 2020 г. в сравнении с I полугодием 2019 г.
Наименьший уровень удовлетворенности в I полугодии 2020 г. в сравнении с I полугодием 2019 г. по показателю «доступность медицинской помощи врачей-специалистов» (49%), вместе с тем отмечена положительная динамика по данному показателю (+6%).
Таблица 4
Уровень удовлетворенности по показателям, характеризующим работу ДС
(в целом по краю)
№
Характеристики работы ДС
Показатель удовлетворенности
Динамика к I полугодию
2019 г.
в I полугодии 2019 г. (%)
в I полугодии 2020 г. (%)
1
Оснащенность современным мед. оборудованием
55
67
+ 12
2
Обеспеченность медикаментами и расходными материалами
79
88
+ 9
3
Работа вспомогательных служб (лаборатория, рентген-кабинет, физиотерапевтический кабинет и т.д.)
79
84
+ 5
4
Комплекс предоставляемых медицинских услуг
84
88
+ 4
5
Комфортность мест пребывания пациентов
88
91
+ 3
6
Техническое состояние, ремонт помещений
86
86
-
7
Работа лечащего врача
94
92
- 2
Значительное повышение уровня удовлетворенности по ДС в I полугодии 2020 г. относительно I полугодия 2019 г. отмечено по показателям: «оснащенность современным мед. оборудованием» - на 12%, «обеспеченность медикаментами и расходными материалами» - 9%.
Только по показателю «работа лечащего врача» произошло незначительное снижение (на 2%) уровня удовлетворенности по ДС в I полугодии 2020 г. относительно аналогичного периода 2019 г.
Самый низкий уровень удовлетворенности по ДС в I полугодии 2020 г., также как и в I полугодии 2019 г., остается по показателю «оснащенность современным медицинским оборудованием» - 67%.
Таблица 5
Уровень удовлетворенности по показателям, характеризующим работу КС
(в целом по краю)
№
Характеристики работы КС
Показатель удовлетворенности
Динамика к I полугодию
2019 г.
в I полугодии 2019 г. (%)
в I полугодии 2020 г. (%)
1
Комфортность больничной палаты и мест пребывания пациентов
79
87
+ 8
2
Питание
78
84
+ 6
3
Срок ожидания плановой госпитализации
85
90
+ 5
4
Оснащенность современным мед. оборудованием
65
70
+ 5
5
Техническое состояние, ремонт помещений
79
82
+ 3
6
Обеспеченность медикаментами и расходными материалами
85
87
+ 2
7
Работа вспомогательных служб (лаборатория, рентген-кабинет, физиотерапевтический кабинет и т.д.)
88
88
-
8
Работа лечащего врача
96
95
- 1
Рост уровня удовлетворенности отмечен по 6 показателям работы КС, при этом наибольшее увеличение составило по показателю «комфортность больничной палаты и мест пребывания пациентов» (на 8%).
Остался на том же уровне показатель «работа вспомогательных служб (лаборатория, рентген-кабинет, физиотерапевтический кабинет и т.д.)» (88%).
К услугам СМП в I полугодии 2020 г. обратилось 25% опрошенных, из них 88,6% удовлетворены качеством МП.
По результатам социологического опроса отмечено следующее:
1. В I полугодии 2020 г. сохраняется высокий уровень доверия к врачам, который прослеживается по всем видам МП.
2. В структурных подразделениях 16 МО не достигнуто целевое значение ТП ОМС в 2020 г., при этом по структурным подразделениям в 6 МО в I полугодии 2019 г. целевой показатель превышал целевое значение ТП ОМС 2019 г.
Результаты анкетирования 1 уровня учтены при подготовке квотной выборки для анкетирования 2 уровня, которое будет проведено в III и IV кварталах 2020 г.
[1]Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2019 № 589-пр (ред. от 13.04.2020) «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
[2] Постановление Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 500-пр (ред. от 07.06.2019) «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»