Результаты анкетирования
-
Результаты анкетирования застрахованных в сфере ОМС лиц, проведенного непосредственно в учреждениях здравоохранения края в 1-м полугодии 2013 года
Обзор
результатов анкетирования застрахованных в сфере ОМС лиц, проведенного в
1-м полугодии 2013 года в учреждениях здравоохранения края
В соответствии с приказами Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.05.2009 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования» (далее – приказ ФФОМС), Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (ХКФОМС) от 26.01.2012 № 28 «О социологических опросах в сфере ОМС на территории Хабаровского края» и распоряжением ХКФОМС от 18.03.2013 № 12 «О проведении анкетирования в медицинских организациях» в первом полугодии 2013 года Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС, Фонд) и страховыми медицинскими организациями, работающими в сфере ОМС края (далее – СМО), проведено анонимное анкетирование застрахованных в сфере ОМС лиц в учреждениях здравоохранения края, реализующих ОМС.
Цель анкетирования - изучение уровня удовлетворенности доступностью, качеством и условиями оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Анкета разработана Фондом на основании рекомендаций ФФОМС. Предложенные респондентам вопросы объединены в два блока: по стационару и амбулаторно-поликлинической помощи (далее – поликлиника).
В соответствии с приказом ФФОМС оценка оказания медицинской помощи по анкете осуществлялась в баллах:
- 1,0 балл - удовлетворен(а) полностью;
- 0,75 баллов - больше удовлетворен(а), чем не удовлетворен(а);
- 0,5 баллов - удовлетворен(а) не в полной мере;
- 0,25 баллов - затрудняюсь ответить;
- 0 баллов - не удовлетворен(а).
Процент для всех показателей рассчитан относительно количества респондентов, ответивших на данный вопрос.
Всего опрошено в крае по поликлинике – 3539 человек, по стационару – 3199 человек, из них: Фондом – 1326 человек по поликлинике и 1101 – по стационару; СМО – 2213 человек по поликлинике и 2098 – по стационару.
По результатам анкетирования, проведенного в крае ХКФОМС и СМО, выявлено следующее.
Коэффициент удовлетворенности доступностью, качеством и условиями оказания медицинской помощи (средний балл, выставленный респондентами по всем случаям анкетирования) по краю составил: по поликлинике – 0,65; по стационару – 0,75. В том числе, по результатам ХКФОМС коэффициент 0,69 по поликлинике и 0,82 - по стационару; по результатам СМО коэффициент составил: 0,63 по поликлинике и 0,71 по стационару.
Данные по коэффициенту удовлетворенности доступностью, качеством и условиями оказания медицинской помощи по результатам анкетирования, проведенного в учреждениях здравоохранения в 2009 - 2013 г.г. представлены в таблице № 1:
Таблица № 1
Хабаровский край
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
Пол-ка
Стац.
Пол-ка
Стац.
Пол-ка
Стац.
Пол-ка
Стац.
Пол-ка
Стац.
0,65
0,75
0,69
0,77
0,69
0,76
0,73
0,78
0,74
0,82
Удельный вес данных респондентами оценок по баллам в сравнении с аналогичным периодом 2012 года представлен в таблице № 2 (процент относительно всей суммы оценок):
Таблица № 2
Год
0 баллов (%)
0,25 баллов (%)
0,5 баллов (%)
0,75 баллов (%)
1,0 балл (%)
Пол-ка
Стац.
Пол-ка
Стац.
Пол-ка
Стац.
Пол-ка
Стац.
Пол-ка
Стац.
2012
19,2
15,7
15,8
17,2
24,4
23,3
20,3
21,2
20,3
22,6
2013
10,0
5,7
12,2
8,9
19,3
15,0
25,7
22,4
32,9
48,0
Больше всего респонденты не удовлетворены, как и в 2012 году, ожиданием приема врачей и диагностического обследования в поликлинике (0 баллов – 15 % и 16 %; 0,25 баллов – 12 % и 15 %; 0,5 баллов – 25 % и 23 %; 0,75 баллов – 26 % и 25 %; 1,0 балл – 22 % и 21 % соответственно) и обеспеченностью в стационаре питанием (0 и 0,25 баллов – по 10%; 0,5 баллов – 19 %; 0,75 баллов – 25 %; 1,0 балл – 35 %).
По сравнению с аналогичным периодом 2012 года удельный вес пациентов, не удовлетворенных возможностью полного обследования в поликлинике уменьшился на 16 % (2012 г. – 30 %; 2013 г. – 14 %) и не удовлетворенных обеспеченностью лекарственными средствами в стационаре – на 10 % (2012 г. – 20 %; 2013 г. – 10 %).
В тоже время, обеспеченность обследования и лечения в поликлинике и стационаре остается не на высоком уровне:
1) обеспечением лекарственными препаратами удовлетворены полностью 34 % и 46 % респондентов по поликлинике и стационару соответственно; больше удовлетворены, чем нет – 20 % и 23 %; удовлетворены не в полной мере – 19 % и 15 %; не удовлетворены – 12 и 7 %; затруднились ответить 16 % и 9 % соответственно;
2) обеспечением шприцами удовлетворены полностью 47 % и 62 %; больше удовлетворены, чем нет 23 % и 19 %; удовлетворены не в полной мере - 11 % и 10 %; не удовлетворены – 6 % и 3 %, затруднились ответить 13 % и 6 % респондентов соответственно по поликлинике и стационару;
3) обеспечением системами для переливания удовлетворены полностью 48 % и 60 %, больше удовлетворены, чем нет 22 % и 15 %; удовлетворены не в полной мере - 10 % и 9 %; не удовлетворены – 5 % и 3 %; затруднились ответить 16 % и 13 % респондентов соответственно;
4) обеспечением перевязочными материалами удовлетворены полностью 52 % и 60 %; больше удовлетворены, чем нет 21 % и 18 %; удовлетворены не в полной мере – по 10 %; не удовлетворены – 5 % и 3 %, затруднились ответить 13 % и 10 % респондентов соответственно;
5) обеспечением питанием в стационаре удовлетворены полностью 35 %; больше удовлетворены, чем нет – 25 %; удовлетворены не в полной мере – 19 %; не удовлетворены и затруднились ответить - по 10 % респондентов соответственно;
6) обеспечением постельным бельем в стационаре удовлетворены полностью 43 %; больше удовлетворены, чем нет – 24 %; удовлетворены не в полной мере – 17 %; не удовлетворены – 7 %; затруднились ответить 9 % респондентов по поликлинике и стационару соответственно.
Доступностью врачей специалистов в поликлинике удовлетворены менее половины респондентов (47 % - 1,0 и 0,75 баллов); удовлетворены не в полной мере – 25 %; не удовлетворены 15 %; затруднились ответить13 % респондентов.
Длительностью ожидания госпитализации не удовлетворены 9 %; удовлетворены не в полной мере – 17 %; больше удовлетворены чем нет – 21 %; полностью удовлетворены – 43 % респондентов.
Качеством медицинской помощи удовлетворена (учтено: 1,0; 0,75; 0,5 баллов) одинаковая доля респондентов по поликлинике и стационару в первом полугодии 2012 и 2013 г.г.
Удельный вес респондентов, оценивших качество медицинской помощи от 1,0 до 0 баллов при нахождении их в поликлинике и стационаре при проведении анкетирования в 2012 и 2013 годах, представлен в таблице № 3:
Таблица № 3
Поликлиника
Стационар
Балл 1 полугодие 2013 года (%)
1 полугодие 2012 года (%)
1 полугодие 2013 года (%)
1 полугодие 2012 года (%)
1,0 - удовлетворены полностью
27
39
46
58
0,75 - больше удовлетворены, чем не удовлетворены
32
25
23
18
0,5 - удовлетворены не в полной мере
24
19
17
12
0,25 – затрудняюсь ответить
9
9
7
5
0 - не удовлетворены
9
8
6
6
Техническую оснащенность поликлиники пациенты оценили следующим образом: удовлетворены полностью – 23 %; больше удовлетворены чем нет – 28 %; удовлетворены не в полной мере – 25 %; не удовлетворены – 11 % и затруднились ответить – 13 % респондентов.
Немногим больше половины респондентов (53 % - 1,0 и 0,75 баллов) удовлетворены работой регистратуры в поликлинике, удовлетворены не в полной мере – 23 %, не удовлетворены – 12 % и затруднились ответить 11 % респондентов.
Большая часть респондентов (70-75 %) удовлетворены ((1,0 и 0,75 баллов) отношением (вежливость, внимательность) к пациентам врачей и среднего медицинского персонала. Данный показатель на 20-25 % выше, чем в 2012 году. Удовлетворены не в полной мере отношением врачей и среднего медицинского персонала в поликлинике и стационаре 14-16 % респондентов, не удовлетворены 3-5 % респондентов.
По сравнению с 2012 годом в два раза меньше респондентов (6 %) не удовлетворены санитарно-гигиеническими условиями в стационаре; удовлетворены не в полной мере – 14 %; удовлетворены полностью и больше удовлетворены чем нет – 75 % респондентов.
Использование личных денежных средств через кассу при обследовании и лечении по программе ОМС отметили 30 % респондентов; передавали деньги непосредственно медицинскому работнику – 7 % респондентов. Более половины респондентов (53 %) отметили, что им не приходилось использовать личные денежные средства при обследовании и лечении.
Изменения в сфере здравоохранения за последние 3 года респонденты оценили следующим образом:
- 1,0 балл: по поликлинике – 24 %; по стационару – 27 %;
- 0,75 %: по поликлинике и стационару – по 23 %;
- 0,5 баллов: по поликлинике и стационару – по 21 %;
- 0,25 баллов: по поликлинике и стационару – по 18 %;
- 0 баллов: по поликлинике – 13 %; по стационару – 11 % респондентов.
Среди дополнительных замечаний и предложений респондентов чаще отмечены следующие:
1. Недостаточная укомплектованность врачами, не хватает врачей-специалистов, трудно попасть на прием к узким специалистам (ГП №№ 7, 8, 10; 11, 15, 16, ККБ № 2, Верхнебуреинский ЦОСВМП, Охотская ЦРБ, МО без указания названия), в ККБ № 1 – очереди, не хватает талонов приезжим.
2. Недостаточный уровень профессионализма врачей.
3. Больше уделять внимания пациенту.
4. Улучшить санитарно-гигиенические условия, условия пребывания больных в стационарах (увеличить количество душевых, другой сантехники, заменить кровати, матрасы, подушки, постельное белье; вести борьбу с тараканами; кварцевать, проветривать палаты и др.)
Выводы:
На основании анализа результатов анкетирования, проведенного среди пациентов в учреждениях здравоохранения в 2011 – 2013 годах, отмечено следующее:
1. Удовлетворенность качеством медицинской помощи по сравнению с аналогичным периодом 2012 года остается прежней, с низким удельным весом респондентов, не удовлетворенных качеством медицинской помощи.
В тоже время, для значительной части граждан остается:
2. Ограничение доступности бесплатной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.
Пациентов по-прежнему не устраивают большие очереди на прием к специалистам и обследование, неудобные условия пребывания в стационаре.